Регистрация
Пароль будет отправлен вам на e-mail.

Роликовые опоры

Каретки — не менее важная составляющая откатных ворот. Легкость хода створки и долговечность самих ворот зависят от:

  • Конструкции;
  • Соответствия размерам направляющей;
  • Материалов;
  • Подшипников;
  • Качества сборки.

Симметричность роликов и их соответствие рельсу

Симметричность роликов и их соответствие рельсу

Каретка состоит из опоры и головки с 8-ю роликами (4 пары), причем расположены они на двух уровнях, а не в ряд, как кажется вначале. Верхние ролики (точнее две средние пары) катятся по «потолку» рельса, а нижние (крайние пары) – по полочкам. Это позволяет створке легко скользить и не испытывать перегрузок.

Роликовые опоры

Искажение геометрии рельса или симметрии самих роликов изменяет нагрузки, что ведет к поломкам. К примеру, в качественно выполненном профиле ролики размещаются следующим образом:

Искажение геометрии рельса

Слева — предусмотренные радиальные нагрузки на подшипники, справа – добавление недопустимой осевой.

Слева видим оптимальное расположение: нижние полочки находятся на одном уровне, параллельно земле, точно под роликами. Между колесами и рельсом есть небольшой зазор, который предотвратит заклинивание (особенно при сезонных температурных расширениях материалов), но ворота при этом не будут «клевать» и перекашиваться. Колеса всей поверхностью опираются на полочки, нагрузка распределяется равномерно, причем в целом является радиальной – направлена вниз.

Ситуация меняется, если полочки слегка разогнуты. Из-за этого ролики опираются уже только внешним краем, нагрузка и износ возрастают. Но даже это не самое страшное для кареток: хуже то, что к предусмотренной радиальной нагрузке добавляется осевая, которая просто уничтожает подшипники.

Дело в том, что шарикоподшипники подбираются с учетом массы, которую им придется выдерживать. Качественные экземпляры с честью выдерживают расчетную нагрузку, если сила приложена именно сверху вниз. Но если возникает осевая нагрузка, то она должна быть в 10 раз меньшей, чем предполагалось, чтобы не повредить подшипник. Но вес никуда не исчезнет, а запас в десятикратном размере никто не делает. Ввиду таких перегрузок ломаются даже лучшие подшипники, не говоря уже о дешевых.

Вас может заинтересовать:  Пульты для роллет и автоматических ворот. Описание.

шарикоподшипники подбираются с учетом массы

Схожая ситуация возникает, если направляющая заужена по сравнению с роликами, тогда колеса тоже катятся не по полочке, а чуть выше, по скошенной части, где профиль немного расширяется.

направляющая заужена по сравнению с роликами

Ну а бывают ситуации, когда из-за перекоса консоли нагрузка ложится лишь на одну сторону каретки, тогда даже полочка из надежной стали может не выдержать и разогнуться, не говоря уже о том, что ролики при этом работают неправильно, изнашиваются неравномерно и могут сломаться довольно быстро.

В общем, смотреть надо и на размеры и симметрию всех роликов, и на соответствие их размерам направляющей шины. Работают данные комплектующие в неразрывной паре, поэтому совпадать должны оптимально.

Материалы

Пластиковый стаканчик со стеклянным равнять не приходится, почти так же не сравнимы и металлические ролики с полимерными.

Возможно и есть хорошие полимеры, которые будут работать вполне достойно. Но если такое и возможно, то на легких воротах и то не долго. Мне смешно становится, когда говорят, что пластик столь же прочный и долговечный, как металл. Ну не дотягивают полимеры по прочности и износоустойчивости до стали. Кроме того, высокие/низкие температуры разрушают пластик: нагрев выше +50°С может привести к деформации, а мороз ниже -20°С добавляет такие совершенно неприемлемые свойства как хрупкость и ломкость.

Эксплуатационные свойства металла гораздо более высокие

Эксплуатационные свойства металла гораздо более высокие. К тому же сам процесс производства стальных роликов исключает появление скрытого брака: станки с ЧПУ делают каждую деталь идеальной. А значит, совместимость с рельсом будет хорошей, никакие заусенцы и неровности мешать ходу не будут. Однако процесс изготовления получается дорогостоящим: станки купить и обслуживать надо, детали по одной вытачивать…

Другое дело – полимеры. Растопленное сырье выливается в формы под давлением. Производство ведется здесь целыми партиями. Проще, дешевле и быстрее. Только вот подготовленная масса может быть чуточку неоднородной, а при застывании могут образоваться микродефекты поверхности – усадка при остывании иногда неравномерна. И такой ролик уже будет немного «хромать», … но если несколько таких попадется, возникнет вибрация, которая будет передаваться на обшивку. В результате вместо обещанного более тихого хода получим громкий и далеко не плавный. А после перегрева под тяжестью створки колеса могут обзавестись углами, начать греметь, повышать сопротивление…

Вас может заинтересовать:  Как купить фурнитуру без переплат и без экономии на качестве

В общем, полимерные ролики использовать категорически не рекомендуем. Да, есть у нас на складе минимум подобных комплектов для тех, кто верит в высокотехнологичность современных материалов и готов проверить это на практике. Мы проверяли – нам не понравилось. Так что продать можем, но обслуживать не станем.

 

Полимерные дистанционные втулки

 

Полимерные дистанционные втулкиПластик используют не только для колес. Некоторые производители еще и дистанционные втулки сделал из полимера. В результате даже каретки со стальными роликами из-за наличия таких «недовтулок» становятся менее надежными – нагрузки выдерживает меньшие по сравнению с металлическими, могут деформироваться, привести к перекосу роликов и непригодны для нашей страны еще и по диапазону температур.

Качество подшипников

Вернемся к подшипникам. В основном их производят в КНР. Только одни производители покупают для своих комплектов фурнитуры самые дешевые, чтобы повысить привлекательность цены конечного продукта, а другие – долговечные, пусть не самые дешевые, но такие, которые реально смогут работать как обещано.

Качественным можно считать подшипник, запрессованный в металлическую обойму и снабженный резинометаллическим пыльником. Металлический пыльник, как, у многих марок, недостаточно хорошо защищает опорные ролики, так как устанавливаются они недалеко от земли, снизу пыль и влага имеют доступ к заключенным в направляющей роликам.

Стоит заметить, что в комплекте для легких ворот в принципе достаточно использовать 201 подшипник, но ряд производителей предпочитает предоставлять альтернативу с усиленным подшипником – 301, что повышает надежность каретки, увеличивает запас прочности. Если ворота у Вас очень легкие, условия их работы не отягощаются разными неблагоприятными факторами вроде слишком частого открывания, сильной ветровой нагрузки, частого перепада температур и т.д., то можно остановиться на обычном комплекте, но при необходимости есть возможность взять более основательную фурнитуру без необходимости покупать большой консольный комплект.

Вас может заинтересовать:  Как смазать замок на роллете?

Качество сборки

Верхняя часть каретки должна немного покачиваться на оси, соединяющей ее с основанием роликовой опоры. Необходимо это для того, чтобы давать возможность створке слегка наклоняться в сторону движения, что делает скольжение полотна более легким и снижает необходимое усилие.

Верхняя часть каретки должна немного покачиваться на оси

На практике же часто впадают в крайности: верхняя часть то чрезмерно заваливается, то почти не движется и в скором времени заклинивает окончательно. Излишний крен плавности не добавит: клевки и рывки только усилят износ элементов. А если каретка потеряет подвижность, то в одну сторону створка будет ехать как по маслу, а вот в обратную потребует приложения дополнительных сил. Естественно, что элементам это на пользу не пойдет. Часто при этом еще и скрежет добавляется, который каждый раз будет напоминать, что к выбору подошли не слишком основательно.

каретка потеряет подвижность

А есть модели, где внешний вид роликовых опор вроде как у всех, но самой оси в точке соединения головки с основой нет: детали просто приварены. Если болтающую голову умельцы подтягивают, тугую – смазывают, то вот такую так просто не доработаешь.

внешний вид роликовых опор

О соответствии размеров роликов и рельса уже говорилось. Оптимальный зазор должен быть порядка 0,5-0,7 мм. Совсем без запаса нельзя, так как все же температурные колебания влияют на материалы и ролики могут застревать. Но если вертикальный или горизонтальный люфты окажутся большими, то ход створки будет «пьяным». Так в первом случае клевки и перекаты полотна могут стать довольно значительными. Во втором же будет наблюдаться чувствительное отклонение от траектории движения, особенно под порывами ветра – «виляющая» створка вряд ли сразу попадет в уловитель, а по дороге будет еще и дребезжать.

Вывод:

С плохими роликами ворота нормально работать не будут: шум –наименьшее из зол, а так заклинивания, клевки, перекосы, повышенный износ, сломанные колеса – и постоянные ремонты.

С плохими роликами ворота нормально работать не будут

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.